рус eng укр
в Украине
Національна спілка фотохудожників України
горячая новость:Шановні колеги! Статті, новини, зауваження, просимо відправляти на photospilka_kr@ukr.net
Главная - Статьи - ХОРОШИЕ ФОТОГРАФЫ ЖИВУТ ДОЛГО: ЭДВАРД СТЕЙХЕН
| 05 марта 2016

ХОРОШИЕ ФОТОГРАФЫ ЖИВУТ ДОЛГО: ЭДВАРД СТЕЙХЕН

Илл. 0

 

ХОРОШИЕ ФОТОГРАФЫ ЖИВУТ ДОЛГО: ЭДВАРД СТЕЙХЕН

 

Эдвард Стейхен трудился художником-импрессионостом. Родом из Люксембурга.

 

Когда ему исполнился двадцать один год, в канун Всемирной выставки он отправился в Париж, чтобы учиться живописи и увидеть павильон Родена.

 

А по пути молодой художник сделал остановку в Нью-Йорке. Ему захотелось показать свои фотоаботы в Клубе Камеры.

 

Эдвард был начинающим художником, но практикующим фотографом. Снимал в мягком фокусе, моноклем.

 

Его художественный стиль - деликатность и застенчивая манера. Но работы художника впечатлили Альфреда Стиглица, знатока и вице-президента клуба.  (последний - классический пример человека Возрождения. Его искусные и сознательные усилия, умение создавать, взращивать потенциал художников, задавать уровень своей среды - откликаются и сейчас. Спустя сто лет).

 

 

Вот Стиглиц и купил три автопортрета Стейхена и две настроенческие лесные сцены, отпечатанные на платине.

 

Эдвард получил внушительные деньги - по пять долларов за каждый снимок, прежде ему не удавалось заработать и пятидесяти центов за отпечаток.

 

Воодушевлённый Стейхен доверил Стиглицу и другие работы: опубликовать в журнале, отправить на выставку...

Большое белое облако

Илл.1

 

© 2016 Artists Rights Society

Дата:1903

Размеры: 39.3 x 48.3 cm

А затем сел на корабль - в Европу, в художественную академию.

 

...В Париже Стейхен довольно скоро прекратил обучаться живописи.

 

Зато впитал французские академические изобразительные традиции, узнал работы Родена и Уистлера. Мотивам последнего, замечу, творчески и вторят некоторые фотографии Стейхена.

В то время среди парижского городского фотоклуба зачастую использовалась гумбихроматная печать. Эдвард изучил её тонкости, много практиковал, заработал репутацию как умелый портретист.
 
Поэтому по возвращению из Парижа, в Нью-Йорк, художник был готов начать собственную карьеру: навыки, тонкий вкус и желание - всё при нём.
 
Так, на последнем этаже кирпичного дома 291 Пятой Авеню (знаменитое здание, о котором я ещё поведу речь в будущем) появилась
 медная табличка "Эдвард Стейхен. Профессиональный фотограф-портретист".
 
В том же, 1902-ом году, Стиглиц объявил о выпуске нового ёмкого изобразительного издания "С
AMERA WORK".

 

ПРИМЕЧАНИЕ: отдельные отпечатки "СAMERA WORK" можно найти в электронных каталогах NEW YORK PUBLIC LIBRARY (это бесплатно)

Илл. 2

© 2016 Artists Rights Society

Вернёмся к выпуску упомянутого "CAMERA WORK".
 
В течении пятнадцати лет жизни этого журнала, среди 50-ти номеров ни один художник не был так заметен, как Стейхен.
 
65 фотографий. Три рисунка. Дополнительный номер "Специально: Стейхен" в 1906-ом, двойной выпуск "Весь Стейхен" в 1913-ом году.

АВТОПОРТРЕТ

ИЛЛ.3

© 2016 Artists Rights Society

Дата:1899
Платиновая печать
Размеры:19,8х9,2см.
 
Эта работа из числа первых, купленных Стиглицом.
Кстати, уплатив пять долларов за отпечаток юному автору, Стиглиц честнозаметил:"Я граблю вас при этом".

 

ДЕРЕВЬЯ.СУМЕРКИ

 

ИЛЛ.4

© 2016 Artists Rights Society

Дата: 1899

Платиновая печать

Размеры: 15,2 х 20,1 см

 

Сумерки - вдохновенная тема Стейхена.

Откройте гуглкартинки и обязательно наткнётесь на "ПРУД.СУМЕРКИ", глубокую и знаменитую фотографию. Одну из самых дорогостоящих в мире, к тому же.

Представленная выше - не настолько известна в кругу любителей.

Сам автор о своей привязанности к сумеркам отзывался так:

"Какой прекрасный час дня, когда вещи исчезают и, кажется, сливаются друг с другом, и это большое чувство мира затмевает все." © Эдвард Стейхен

ФЛЕТАЙРОН

Илл.5

© 2016 Artists Rights Society

Дата: 1904, отпечатано 1909
Гумбихроматная печать по платине
Размеры: 47,8 х 38,4 см

ФЛЕТАЙРОН - нью-йоркское здание-утюг. Конечно, сегодня на улице не видать извозчиков, горожане не так изысканы. Но дух, дух места "бродит". ("утюжное" здание есть и в Житомире, к слову)


Стейхен добавил цвет к традиционному платиновому отпечатку с помощью нескольких слоев пигмента. Фотография включена в каталог "Международной выставки пикториальной фотографии".

 
Упомянутая выставка - это экспозиция из шестисот фотографий. По сути, венец усилий Стиглица в содействии фотохудожникам (о чём мы тоже ещё разузнаем).

 

Стейхен прожил без малого 94 года; его свершений в фотографии,  хватило бы на десяток жизней.

 

В самом деле: если бы он только создал серию «Великих людей», или только революционизировал мир модной фотографии в 1920-1930 годах, или только был первым директором отдела фотографии Музея Современного Искусства, или только организовал выставку «The Family of Man» – любое из перечисленного обеспечило бы ему достойное место в истории фотографии.

 

В память о талантливом фотографев родном городе, Люксембурге, учредили ежегодную премию  Edward Steichen Award  (больше здесь: http://www.edward-steichen-award.lu)

 

Хорошие фотографы живут долго.

 

 

 Ирина Глик




  Коментарии (1)
 1 
Написал(а) Валерий Лещинский, в 06:27 13.03.2016
...интереснейший материал!Спасибо, коллега. :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять коментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите в ваш аккаунт.